ямвлих - введение

ВВЕДЕНИЕ
Возникновение религиозных верований, благодаря которым Египет обрел свою великую славу, окружено тайной, как и само появление египтян. Но памятники, пережившие многие столетия, неопровержимо свидетельствуют, что господствующей в Египте системой правления была теократия. С уверенностью можно утверждать и то, что с незапамятных времен египетские жрецы были как слугами Бога, так и служителями науки, и исполняли, таким образом, две наиболее важные задачи человечества - работу с духом и с разумом. Высшая власть пребывала в руках Верховного Жреца, или Иерофанта (Хранителя Священного Слова), приказы которого, отдаваемые от имени Бога, передавались и неукоснительно исполнялись преданными Ему жрецами.
Первоначально центром египетской цивилизации были Фивы, священный город Верхнего Египта, но в результате неуклонного роста населения города распространялись все далее к северу, вдоль Нила, пока египтяне не достигли его дельты.
Население Египта разделялось на четыре класса, или социальных слоя: жрецы, воины, торговцы и рабы. Воины, которые, разумеется, представляли собой ничего не производящий класс, поддерживались остальными классами для обеспечения безопасности страны и проводили большую часть своего времени в высокомерной праздности. С помощью могущества и силы своего оружия они подавили духовных вождей и во времена Менеса даже объявили монархию, сменив тиару жреца на корону царя. Так Менес стал основателем египетских династий, и поэтому его имя возглавляет список правящих монархов, перечисленных в древних папирусах и запечатленных на памятниках жреца Манатона.
Жрецы были лишены правящей власти, но очень скоро стало очевидным, что для управления народом, воспитанным на религиозных традициях, одной только власти царя совершенно недостаточно; в отношении же духовных результатов она была полностью бесплодна. Тем временем знания и понимание - область действия жрецов - развивались своим чередом, ибо познание невозможно подавить или направить в желаемое русло никаким государственным переворотом. Фивы, великий центр цивилизации, не потеряли своего влияния и авторитета, и Менес, в конце концов, решил, что ему необходимо основать собственную прекрасно защищенную столицу, поскольку его власть основывалась исключительно на военной силе. Новый город назвали Мемфисом, и через некоторое время он стал одним из важнейших центров Египта. Любопытно, что от этого города, располагавшегося между Каиром и Саккарой, не осталось даже развалин. Загадкой остается даже само точное местоположение Мемфиса: волны Нила и пески пустыни полностью скрыли его, тогда как впечатляющие руины Фив сохранились до наших дней и продолжают поражать путешественников, позволяя почувствовать величественную славу древности.
Пирамиды
На равнине близ Гизы, напротив Каира, расположенного на левом берегу Нила, возвышаются три памятника, пережившие влияние времени. Это пирамиды - три массивные конструкции с квадратным основанием, слегка различающиеся по размеру и образующие треугольник, одна сторона которого обращена к северу, вторая к западу, а третья к востоку.
Крупнейшая из них расположена на севере, напротив дельты, и представляет собой символ силы природы. Вторая возвышается на юго-востоке, в полете стрелы от первой, и является символом движения, тогда как третья, расположенная на юго-западе на расстоянии броска камня от второй, символизирует время.
Вокруг последней великой пирамиды располагаются три пирамиды меньшего размера, а огромные развалины камней неподалеку указывают, что рядом стояла и седьмая пирамида, не сохранившаяся до наших времен. Вероятно, древние египтяне использовали эти семь памятников для представления семи планетарных духов, открытых им Тотом.
Не существует свидетельств, однозначно описывающих происхождение пирамид. Геродот, отец греческой истории, утверждал, что Великая Пирамида была построена Хеопсом. С другой стороны, Диодор заявлял, что она была создана Хеммисом; Жорж ле Цинцелла называет ее строителем Софиса, другие же источники указывают в качестве возможных архитекторов Атота и Тота, или Гермеса. Та же неопределенность касается и остальных пирамид. Еврейский историк Иосиф Флавий придерживался - не позаботившись, впрочем, о том, чтобы подкрепить свою позицию хотя бы одним доказательством, - той точки зрения, что пирамиды были выстроены евреями перед их исходом из Египта, хотя другие авторы писали, что над этими памятниками в течение сорока восьми лет трудились 365 тысяч рабочих. Подлинные исторические обстоятельства сооружения пирамид остаются загадкой, на которую мы так никогда и не найдем ответа, как и на многие другие тайны, занимающие археологов.

Гора, образующая опору для пирамид, расположена на высоте около ста футов над максимальным уровнем воды в Ниле. Это огромная гранитная масса, и ее протяженность вглубь еще не определена, несмотря на многочисленные раскопки, достигающие глубины 200 футов. Длина основания Великой Пирамиды составляет примерно 750 футов, а ее общий объем - около 75000 кубических футов. Над первым слоем камней, окруженным очень аккуратным рвом, вырубленным прямо в камне, возвышаются еще 202 слоя, каждый из которых чуть меньше предыдущего, в результате чего образуется ступенчатая структура. Общая высота пирамиды составляет 428 футов, но раскопки показали, что за многие столетия, по крайней мере два слоя камней погрузились в землю, так что изначальная высота пирамиды равнялась, вероятно, 450 футам.
Ориентация пирамиды свидетельствует о невероятной точности: каждая ее грань обращена к одной из сторон света. Благодаря этому совершенному расположению оказалось возможным установить, что за несколько тысячелетий в наклоне земной оси не произошло заметных изменений, - этот факт имеет существенную важность для нашего изучения планеты Земля. Кроме того, следует отметить, что пирамида представляет собой единственное сооружение на Земле, позволяющее проверить этот факт.
Вход в пирамиду расположен на уровне пятнадцатого слоя камней, на высоте примерно 45 футов над землей. В прошлом этот вход прикрывался плоским камнем, перемещавшимся в сторону с помощью специального механизма. Дверь открывает проход в наклонный коридор, ведущий в высокий зал. В центре этого зала расположен колодец, который ведет к двум погребальным камерам.
Кроме того, главный коридор обеспечивает доступ к другим коридорам более низкого уровня, свежий воздух в которых поддерживается благодаря искусно устроенной вентиляционной системе. В погребальных камерах стоят два саркофага, и ни на одном из них нет никаких надписей, тогда как почти все памятники, полуразрушенные храмы и гробницы ими испещрены. По этой причине можно предположить, что пирамиды и саркофаги были построены еще до того, как создание надписей стало обычным. Хотя современные методы исследований помогли достигнуть огромного прогресса в этой области, остается загадкой, как египетские архитекторы времен Первой Династии сумели создать в такой массивной структуре камеры и коридоры, оставшиеся неповрежденными даже шесть тысячелетий спустя, несмотря на нависшие над ними миллионы тонн камня.
Сфинкс
Когда современные исследователи попытались вскрыть фундамент этой статуи, стало понятно, что Сфинкс высечен из гранитной плиты, расположенной неподалеку от Великой Пирамиды, и является ее частью.
Учитывая его огромные размеры - высота статуи составляет 75 футов - нетрудно представить себе те невероятные усилия, которые пришлось затратить на расчистку и выравнивание площадки вокруг него. Длина Сфинкса - 120 футов; расстояние от нижней части живота до пасти - 50 футов, а от пасти до макушки - 25 футов. Окружность головы (вокруг лба) составляет 80 футов.
Различные цвета слоев гранита, из которого высечен Сфинкс, оказывают совершенно особенное, уникальное воздействие на его внешний вид. К примеру, линия рта Сфинкса вырезана в той точке, где соединяются два различных слоя камня. Кроме того, в его голове сделано углубление размерами около фута, которое, вероятно, служило в древности для возжигания курений или в качестве подставки для какого-либо священного символа, например жреческой тиары или царской короны.
Сфинкс имеет легкий красноватый оттенок и, хотя наполовину засыпан песком, по-прежнему внушает благоговение. Он выглядит как безжалостный, неприступный страж, защищающий пирамиды. Это впечатление подчеркивается и легендой о Сфинксе. В ней говорится, что он наблюдает и прислушивается; кажется, что его огромные уши настроены на звуки прошлого; поражающие любого путешественника глаза пристально и внимательно всматриваются в сторону Востока, словно заглядывая в будущее. Но у того, кто пристально всматривается в Сфинкса, со временем создается впечатление, что это сооружение - наполовину статуя, наполовину холм - отмечено исключительным величием, невероятным спокойствием и даже определенной мерой сострадания.
Под влиянием рассказов о Сфинксе, приносимых путешественниками, увидевшими его издалека, греческая мифология повествует о чудовищном создании, получеловеке, полузвере, которое, согласно этой фантастической истории, задавало всем проходящим мимо путешественникам неразрешимую загадку и пожирало тех, кто не мог на нее ответить. Несмотря на такую опасность, Эдип осмелился предпринять это рискованное путешествие и встретиться со Сфинксом, который спросил его: «Что за создание ходит на четырех ногах на рассвете, на двух ногах днем и на трех ногах на закате?» Герой без колебаний ответил: «Человек». Действительно, в начале дня - или, другими словами, в первые месяцы жизни - люди передвигаются на четвереньках; днем, т. е. когда человек становится взрослым, он ходит на двух ногах; к сумеркам жизни он становится старым, сгибается под бременем лет и использует для перемещения трость. Сфинкс, которому никогда еще не приходилось сталкиваться с подобным разумом, уставился на Эдипа с отвисшей челюстью, и Эдип воспользовался этим, чтобы на него напасть и убить чудовище.
Такая детская легенда несколько умаляет невероятную значимость этого символа. Греческие философы, включая самого Платона, не понимали его подлинного содержания, хотя Платон, ученик Сократа, был блестящим философом, хорошо известным в его время. Он был посвящен в Мистерии Гермеса-Тота магами Мемфиса.
Копии Сфинкса можно обнаружить у входа в любой египетский храм, хотя оригинал, как уже упоминалось, расположен возле пирамид. Это каменная тайна, безмолвное вступление, скрытый ключ к знаниям, мы попытаемся выявить его более глубокое значение.
Этимология слова «сфинкс» связана с концепцией «соединения», и, действительно, эту величественную статую можно рассматривать как символ четырех принципов — Земли, Воды, Огня и Воздуха, — которые часто и довольно неверно называют «элементами».
Статуя, у которой женская голова, тело быка, львиные когти крылья орла, образует фантастическое целое, и, как только ее символизм начинает проясняться, она уже не вызывает страха, но внушает чувств, благоговения. Голову можно истолковать как символ человеческого интеллекга, который, прежде чем начать действовать и определять будущее должен оценить цель своих действий, обдумать пути ее достижения способы преодоления препятствий и затруднений.
Тело быка указывает на то, что в наше распоряжение даются знания и воля и мы должны придерживаться пути, который шаг шагом, сквозь все испытания ведет нас к успеху благодаря силе разума, терпению. Когти льва показывают, что для достижения цели, установленной рассудком, недостаточно одной лишь силы воли - не менее важна отвага. Одного лишь трудолюбия может не хватить, и иногда человеку необходимо сражаться, чтобы добиться своего места в обществе.
Крылья орла показывают нам, что необходимо держать свои намерения при себе, пока мы не способны воплотить их в жизни, поскольку мы должны действовать как можно быстрее и решительнее, непоколебимо добиваясь своих целей. Иерофант говорил кандидату:
«Учись видеть ясно, учись желать справедливого, учись осмеливаться делать то, чего требует твоя совесть, учись сохранять свои намерения в тайне — и если, несмотря на все твои усилия, день сегодняшний не принесет тебе больше, чем день вчерашний, не падай духом, но непоколебимо продолжай, с полной решимостью устремившись к своей цели. Семь Спутников Души — планетарных духов — охраняют священный ключ, открывающий прошлое и будущее. Пусть твои усилия будут направлены на достижение Венца Мастера»
С такой точки зрения Сфинкса нельзя рассматривать как образ какого-либо божества, — и уж наверняка не следует видеть в нем кровожадного монстра, каким он предстает в греческих мифах. Это символ непредсказуемой силы, образец человеческой воли, направляемой кристально-чистым разумом. Сфинкс есть альфа и омега, первое и последнее слово Высших Посвящений.
Посвящение в Высшее Знание было открыто далеко не каждому — даже не каждому египетскому жрецу. Прежде чем жрецы оказывались готовы к Высшему Посвящению, им приходилось выполнить множество задач и пройти многие испытания; лишь после этого их допускали к следующему уровню. Каждое испытание служило мерилом уровня интеллекта и моральной стойкости, достигнутых кандидатом. Тем, кто не мог пройти испытание с парящими цветными символами, раз и навсегда отказывали в возможности попытаться выполнить задачи, необходимые для перехода на более высокие уровни. Никому не разрешалось проходить это испытание второй раз. Даже сын мага не мог продвинуться дальше, если он оказывался неспособным пройти новое испытание; ему предоставляли пост в одном из храмов в соответствии с его уровнем, без какой-либо дальнейшей возможности получить более почетную должность.
Если кандидат был незнаком с мистериями, проводилось чрезвычайно строгое расследование его родословной; в том случае, когда результаты оказывались удовлетворительными, совет магов собирался на тайное совещание, чтобы принять решение о посвящении кандидата.
При посвящении первое испытание было настолько тяжелым, что не обладающий сильной волей кандидат мог просто испугаться, и в этот момент он еще имел возможность передумать и отказаться от посвящения. Однако, если он продолжал следовать процессу посвящения, ему открывали первые символы тайного знания и, если он не проходил одного из последующих испытаний, то не мог избежать неизменного и жесткого закона смерти среди магов. В этом случае он никогда больше не видел солнечного света.
Греческие философы — Фалес, Пифагор, Платон и Евдокс — были самыми знаменитыми из тех чужестранцев, которые успешно прошли многочисленные испытания. Пифагор был посвящен своим ментором, пророком Сонхисом. Согласно записям Прокла, Платон в течение тринадцати лет обучался у Патенея, Охоапса, Сехтофа, а также у других, менее известных магов. Источниками блистательного учения Платона, которое оказало огромнейшее влияние на развитие христианской философии, были святилища Мемфиса, города Менеса, и Гелиополя, города Солнца.
Ямвлих, известный греческий философ, живший в Сирии в начале четвертого века, оставил нам подробное описание египетских мистерий, включая основные испытания, которым подвергались кандидаты. Хотя величайшие тайны этого процесса наверняка были опущены, эти записи имеют настолько бесценное значение, что настоятельно требуют публикации.
В следующих главах мы шаг за шагом проследуем вместе с проходящим посвящение кандидатом по всему пути его испытаний и попытаемся оценить и постичь те уроки, которые этот путь может открыть нам самим.

РейтингMail.ru Rambler's Top100